Хронологическая таблица Рахманинова

Список сочинений

Хронологическая таблица Рахманинова

Op. 1.

Первый концерт для фортепиано с оркестром.Посв. А. И. Зилоти. 1891.

Op. 2.

Две пьесы для виолончели и фортепиано.Посв. А. А. Брандукову. 1892.1. Прелюдия.2. Восточный танец.

Op. 3.

Пять пьес-фантазий для фортепиано.Посв. А. С. Аренскому. 1892.1. Элегия.2. Прелюдия.3. Мелодия.4. Полишинель.5. Серенада.

Op. 4.

Шесть романсов. 1889–1893.1. «О, нет, молю, не уходи» (Мережковский). Посв. А. А. Лодыженской.2. «Утро» (Янов). Посв. Ю. С. Сахновскому.3. «В молчаньи ночи тайной» (Фет). Посв. В. Д. Скалон.4. «Не пой, красавица» (Пушкин). Посв. Н. А. Сатиной.5. «Уж ты, нива моя» (А. Толстой). Посв. Е. Н. Лысиковой.6. «Давно ль, мой друг» * (Голенищев-Кутузов). Посв. О. А. Голенищевой-Кутузовой.

Op. 5.

Фантазия (Картины). Первая сюита для 2-х фортепиано в 4 руки.Посв. П. И. Чайковскому. 1893.1. Баркарола.2. И ночь, и любовь.3. Слёзы.4. Светлый праздник.

Op. 6.

Две пьесы для скрипки и фортепиано.Посв. Ю. Конюсу. 1893.1. Романс.2. Венгерский танец.

Op. 7.

Фантазия («Утёс»). Для оркестра. 1893.

Op. 8.

Шесть романсов. 1893.1. «Речная лилея» (Плещеев — из Гейне). Посв. А. А. Ярошевскому.2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» (Плещеев — из Гейне). Посв. М. А. Слонову.3. «Дума» (Плещеев — из Шевченко). Посв. Л. Г. Яковлеву.4. «Полюбила я на печаль свою» (Плещеев — из Шевченко). Посв. М. В. Олферьевой.5. «Сон» (Плещеев — из Гейне). Посв. Н. Д. Скалон.6. «Молитва» (Плещеев — из Гёте). Посв. М. А. Дейша-Сионицкой.

Op. 9.

Элегическое трио для скрипки, виолончели и фортепиано.Памяти великого художника [П. И. Чайковского]. 1893.

Op. 10.

Семь салонных пьес для фортепиано.Посв. П. А. Пабсту. 1894.1. Ноктюрн.2. Вальс.3. Баркарола.4. Мелодия.5. Юмореска.6. Романс.7. Мазурка.

Op. 11.

Шесть пьес для фортепиано в 4 руки. 1894.1. Баркарола.2. Скерцо.3. Русская песня.4. Вальс.5. Романс.6. Слава.

Op. 12.

Каприччио на цыганские темы для оркестра.Посв. П. Лодыженскому. 1894.

Op. 13.

Первая симфония для оркестра.Посв. А. Л. 1895.

Op. 14.

Двенадцать романсов. 1896.1. «Я жду тебя» (Давидова). Посв. Л. Д. Скалон.2. «Островок» (Бальмонт). Посв. С. А. Сатиной.3. «Давно в любви» (Фет). Посв. З. А. Прибытковой.4. «Я был у ней» (Кольцов). Посв. Ю. С. Сахновскому.5. «Эти летние ночи» (Ратгауз). Посв. М. И. Гутхейль.6. «Тебя так любят все» (А. Толстой). Посв. А. Н. Ивановскому.7. «Не верь мне, друг» (А. Толстой). Посв. А. Г. Клокачёвой.8. «О, не грусти» (Апухтин). Посв. Н. А. Александровой.9. «Она, как полдень, хороша» (Минский). Посв. Е. А. Лавровской.10. «В моей душе» (Минский). Посв. Е. А. Лавровской.11. «Весенние воды» (Тютчев). Посв. А. Д. Орнатской.12. «Пора» (Надсон).

Op. 15.

Шесть хоров для женских или детских с фортепиано. 1895.1. «Славься» (Некрасов).2. «Ночка» (Лодыженский).3. «Сосна» (Лермонтов).4. «Задремали волны» (К. Р.).5. «Неволя» (Цыганов).6. «Ангел» (Лермонтов).

Op. 16.

Шесть музыкальных моментов для фортепиано.Посв. А. Затаевичу. 1896.

Op. 17.

Вторая сюита для двух фортепиано в 4 руки.Посв. А. Б. Гольденвейзеру. 1901.1. Вступление.2. Вальс.3. Романс.4. Тарантелла.

Op. 18.

Второй концерт для фортепиано с оркестром.Посв. Н. Далю. 1901.

Op. 19.

Соната для виолончели и фортепиано.Посв. А. Брандукову. 1901.

Op. 20.

«Весна». Кантата. Для баритона соло, хора и оркестра. Слова Некрасова. Посв. Н. С. Морозову. 1902.

Op. 21.

Двенадцать романсов. 1900–1902.1. «Судьба» (к пятой симфонии Бетховена) (Апухтин). Посв. Ф. И. Шаляпину.2. «Над свежей могилой» (Надсон).3. «Сумерки» (Гюйо). Посв. Н. И. Забеле-Врубель.4. «Оне отвечали» * (Мей — из Гюго). Посв. Е. Ю. Крейцер.5. «Сирень» (Бекетова).6. «Отрывок из Мюссе» (Апухтин). Посв. А. А. Ливен.7. «Здесь хорошо» (Галина).8. «На смерть чижика» (Жуковский). Посв. О. А. Трубниковой.9. «Мелодия» (Надсон). Посв. Н. Лантинг.10. «Пред иконой» * (Голенищев-Кутузов). Посв. М. А. Ивановой.11. «Я не пророк» (Круглов).12. «Как мне больно» (Галина). Посв. В. А. Сатину.

Op. 22.

Вариации на тему Шопена для фортепиано.Посв. И. Лешетицкому. 1903.

Op. 23.

Десять прелюдий для фортепиано.Посв. А. Зилоти. 1903.

Op. 24.

«Скупой рыцарь». Опера в 3-х картинах. Текст А. С. Пушкина. 1905.

Op. 25.

«Франческа да Римини». Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. Либретто М. И. Чайковского. 1905.

Op. 26.

Пятнадцать романсов.Посв. М. С. и А. М. Керзиным. 1906.1. «Есть много звуков» (А. Толстой).2. «Всё отнял у меня» (Тютчев).3. «Мы отдохнём» (Чехов).4. «Два прощания» (Кольцов).5. «Покинем, милая» (Голенищев-Кутузов).6. «Христос воскрес» (Мережковский).7. «К детям» (Хомяков).8. «Пощады я молю» (Мережковский).9. «Я опять одинок» (Бунин — из Шевченко).10. «У моего окна» (Галина).11. «Фонтан» (Тютчев).12. «Ночь печальна» (Бунин).13. «Вчера мы встретились» (Полонский).14. «Кольцо» (Кольцов).15. «Проходит всё» (Ратгауз).

Op. 27.

Вторая симфония для оркестра.Посв. С. И. Танееву. 1907.

Op. 28.

Первая соната для фортепиано. 1907.

Op. 29.

«Остров мёртвых». Симфоническая поэма к картине Бёклина. Для оркестра.Посв. Н. Струве. 1909.

Op. 30.

Третий концерт для фортепиано с оркестром.Посв. И. Гофману. 1909.

Op. 31.

Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора. 1910.

Op. 32.

Тринадцать прелюдий для фортепиано. 1910.

Op. 33.

Шесть этюдов-картин для фортепиано. 1911.

Op. 34.

Четырнадцать романсов. 1910–1915.1. «Муза» (Пушкин). Посв. Re.2. «В душе у каждого из нас» (Коринфский). Посв. Ф. И. Шаляпину.3. «Буря» (Пушкин). Посв. Л. В. Собинову.4. «Ветер перелётный» (Бальмонт). Посв. Л. В. Собинову.5. «Арион» (Пушкин). Посв. Л. В. Собинову.6. «Воскрешение Лазаря» (Хомяков). Посв. Ф. И. Шаляпину.7. «Не может быть» (Майков). Посв. памяти В. Ф. Комиссаржевской.8. «Музыка» (Полонский). Посв. П. Ч.9. «Ты знал его» (Тютчев). Посв. Ф. И. Шаляпину.10. «Сей день я помню» (Тютчев). Посв. Л. В. Собинову.11. «Оброчник» (Фет). Посв. Ф. И. Шаляпину.12. «Какое счастье» (Фет). Посв. Л. В. Собинову.13. «Диссонанс» (Полонский). Посв. Ф. Литвин.14. «Вокализ». Посв. А. Неждановой.

Op. 35.

«Колокола». Поэма для оркестра, хора и солистов. Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посв. Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме. 1913.

Op. 36.

Вторая соната для фортепиано.Посв. М. Пресману. 1913.

Op. 37.

Всенощная для смешанного хора.Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915.

Op. 38.

Шесть стихотворений.Посв. Н. П. Кошиц. 1916.1. «Ночью в саду у меня» (Блок).2. «К ней» (А. Белый).3. «Маргаритки» (Игорь Северянин).4. «Крысолов» (Брюсов).5. «Сон» (Сологуб).6. «Ау» (Бальмонт).

Op. 39.

Девять этюдов-картин для фортепиано. 1916–1917.

Op. 40.

Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром.Посв. Н. Метнеру. 1926.

Op. 41.

Три русские песни для оркестра и хора.Посв. Л. Стоковскому. 1926.

Op. 42.

Вариации на тему Корелли для фортепиано.Посв. Ф. Крейслеру. 1931.

Op. 43.

Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра. 1934.

Op. 44.

Третья симфония для оркестра. 1936.

Op. 45.

«Симфонические танцы» для оркестра.Посв. Е. Орманди. 1940.

Ряд этих произведений имеется в более поздних редакциях: 1-й концерт, 2-я соната, 4-й концерт, трио op. 9, «Мелодия», «Серенада», «Юмореска» и др.

Оперы

«Алеко». Опера в 1 д. Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». 1892.

Оркестровые сочинения

Скерцо.
Юношеская симфония (1-я часть). 1891.
«Князь Ростислав». Симфоническая поэма на стихотворение А. Толстого. Посв. А. С. Аренскому. 1891.

Камерные ансамбли

Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 1889. Две части: 1. Романс.2. Скерцо.
Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. 1892.
Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 2 части.

Фортепианные сочинения

Три ноктюрна для фортепиано. 1887–1888.
Четыре пьесы для фортепиано. 1888. 1. Романс.2. Прелюдия.3. Мелодия.4. Гавот.
«Русская рапсодия» для фортепиано в 4 руки. 1891.
Прелюдия для фортепиано. 1891.
Две пьесы для фортепиано в 6 рук. 1890–1891. 1. Вальс.2. Романс.

Романс для фортепиано в 4 руки.
Канон для фортепиано.
Пьеса-фантазия для фортепиано. 1899.
Фугетта для фортепиано.
«Итальянская полька» для фортепиано в 4 руки. Посв. С. И. Зилоти.
«Полька В. Р.» для фортепиано. Посв. Л. Годовскому. 1911.
«Восточный эскиз» для фортепиано. 1938.

Сочинения для голоса с фортепиано

«У врат обители святой» (Лермонтов). 1890.
«Я тебе ничего не скажу» (Фет). 1890.
«Апрель». 1891.
«Смеркалось» (А. Толстой). 1891.
«Икалось ли тебе» (Вяземский). 1899.
«Песня разочарованного» (Ратгауз).
«Опять встрепенулось ты, сердце» (Греков).
«Увял цветок» (Ратгауз).

«Ты помнишь ли вечер» (А. Толстой).
Монолог Арбенина из «Маскарада» М. Лермонтова.
Бурлацкая песня. 1891.
«Ночь». Романс. (Ратгауз).
«Письмо к К. С. Станиславскому» (К юбилею Художественного театра). 1908.
Ариозо Бориса из «Бориса Годунова» А. Пушкина.
Монолог Пимена из «Бориса Годунова» А. Пушкина.

Вокальный квартет из «Мазепы».

Хоровые сочинения

Хор духов из поэмы «Дон Жуан».
Духовный концерт. Для смешанного хора без сопровождения. 1893.
«Deus meus». Для смешанного хора без сопровождения. 1892.
«Чоботы». Украинская песня. Для смешанного хора без сопровождения. 1899.
«Пантелей целитель». Слова А. Толстого. Для смешанного хора без сопровождения. 1901.

Обработки для скрипки и фортепиано

Помимо обработок, Рахманиновым сделан ряд переложений для фортепиано в большинстве случаев собственных произведений: опер, симфоний, концертов и др.

Почти все сочинения Рахманинова изданы. Рукописи отдельных неопубликованных произведений хранятся в ГЦММК.

© А. Д. Алексеев. С. В. Рахманинов. — Музгиз, 1954.

© 2002–2009 Аркадий Чубрик · classic@chubrik.ru

Источник: https://classic.chubrik.ru/Rachmaninov/_op.html

Произведения Рахманинова: список. Известные произведения Рахманинова

Хронологическая таблица Рахманинова

Великий русский композитор, пианист и дирижёр Сергей Васильевич Рахманинов является автором огромного количества произведений разнообразных жанров – от этюдов до опер. Его гениальную музыку знают во всём мире.

Известные произведения Рахманинова и сегодня звучат в разных уголках земли. Заниматься музыкой композитор начал в 5 лет, а когда ему было 13, он был представлен П.И.Чайковскому, который высоко оценил его дарование.

Произведения Рахманинова пропитаны романтикой и лирикой, энергией и свободой. Особое воплощение в его музыке находит тема Родины.

Произведения Рахманинова – список

Приведем список произведений, которые подарил миру композитор:

  • четыре концерта для фортепиано с оркестром;
  • три симфонии;
  • три оперы;
  • сюита «Симфонические танцы»;
  • вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, посвящённый оперной певице Антонине Неждановой;
  • 3 поэмы («Князь Ростислав», «Колокола» и «Остров мёртвых»);
  • 2 симфонии
  • пять пьес-фантазий для фортепиано;
  • 2 сонаты для фортепиано;
  • соната и две пьесы для виолончели с фортепиано;
  • каприччио на цыганские темы;
  • две пьесы для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна»;
  • шесть пьес для фортепиано в четыре руки
  • 2 произведения для хора акапелла;
  • вантазия «Утёс».

А также прелюдии, этюды, романсы, русские песни и так далее.

В 1882 году Сергей Васильевич поступил в консерваторию в Санкт-Петербурге, а с 1885 г. продолжил своё дальнейшее обучение уже в Московской консерватории сразу на двух отделениях – фортепиано и композиции. В 1981 году Рахманинов с золотой медалью окончил отделение фортепиано, а через год завершил обучение и как композитор.

Произведения Рахманинова (список), которые были им написаны в его студенческие годы:

  • концерт для фортепиано с оркестром №1;
  • Юношеская симфония;
  • симфоническая поэма «Князь Ростислав», написанная по произведению А. Толстого, которая впервые была исполнена для публики уже после смерти автора;
  • опера «Алеко», сюжетом для которой послужила поэма А.С. Пушкина, стала дипломной работой Рахманинова на отделении композиции.

Произведения, написанные в 1893-1899 годах

В 1893 году Рахманинов написал Элегическое трио под названием «Памяти великого художника», которое посвящено Петру Ильичу Чайковскому и создано по случаю его смерти.

В этом произведении слышится скорбь утраты и вместе с тем светлые воспоминания о великом человеке, а также и философские рассуждения о том, как быстротечна жизнь.

Другие произведения Рахманинова, которые он написал в период с 1893 по 1899 годы: симфоническая фантазия «Утёс», Музыкальные моменты для фортепиано, прелюдия для фортепиано до-диез минор.

Год 1895 ознаменовался написанием Симфонии №1, премьера которой состоялась лишь через два года после ее создания. Симфония провалилась, композитор воспринял себя творчески несостоятельным и несколько лет выступал исключительно в качестве пианиста и дирижёра, написанием музыки не занимался.

1900-е годы в творческой жизни композитора

В это время композитор преодолевает творческий кризис и вновь начинает писать. С этих пор начинается самый плодотворный период в его деятельности. Музыкальные произведения Рахманинова, созданные в эти годы:

  • второй концерт для фортепиано с оркестром;
  • соната для виолончели и фортепиано;
  • кантата «Весна», которая создана на стихи Н. А. Некрасова;
  • симфония №2;
  • концерт №3 для фортепиано с оркестром;
  • мрачная симфоническая поэма «Остров мёртвых», на которую композитора вдохновила чёрно-белая копия мистической картины Арнольда Беклина.

В период с 1904 по 1906 годы Сергей Васильевич написал две одноактных оперы: «Франческа да Римини» по Данте и «Скупой рыцарь» по произведению А. С. Пушкина. В 1906 году обе оперы были поставлены в Большом театре, но широкой популярности не получили. В то же время Рахманинов работал над оперой «Монна Ванна» (на сюжет пьесы М. Метерлинка), но она осталась незавершённой.

В 1910 году композитор обратился к хоровой музыке и написал Литургию Святого Иоанна Златоуста, в 1913 году – поэму «Колокола», а в 1915 году – богослужебную композицию «Всенощное бдение». Были созданы две тетради прелюдий для фортепиано и столько же тетрадей «Этюдов-картин».

В 1917 году композитор уехал на гастроли и обратно в Россию не вернулся. До самой смерти он жил в США. В первые девять лет жизни в эмиграции Сергей Васильевич не писал музыку.

По прошествии этих девяти лет он написал Концерт №4 для фортепиано и оркестра (не слишком известное произведение, при жизни автора не имевшее успеха и несколько раз переправленное им самим), «Три русские песни» (трагическое произведение, в которое вложена тоска по России), Вариации на тему Корелли (которые имеют необычную для этого жанра музыки форму), знаменитую Рапсодию на тему Паганини, Симфонию №3, «Симфонические танцы» для оркестра. Последние произведения Рахманинова пронизаны тоской по Родине.

Романсы

Завершают историю русского классического романса дореволюционной эпохи вокальные произведения Рахманинова. Список романсов, написанных Сергеем Васильевичем в разные годы:

  • «У врат обители» на стихи М. Ю. Лермонтова;
  • «В молчаньи ночи» на слова А. Фета;
  • «Ты помнишь ли вечер» на стихи А.К. Толстого;
  • «Апрель» на перевод с француского В. Тушновой;
  • «Не пой, красавица» на стихи А. С. Пушкина;
  • «Речная лилия» на слова А. Плешнёва из Г.Гейне;
  • «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева;
  • «О, не грусти» на слова А. Апухтина;
  • «Они отвечали» на перевод стихов Виктора Гюго;
  • «Ночью в саду» на слова Александра Блока;
  • «Ау» на слова Бальмонта.

Самые известные произведения С. Рахманинова

Огромное наследие оставил потомкам один из величайших русских композиторов – Рахманинов. Самые известные произведения Сергея Васильевича: это три его оперы, концерты для фортепиано, рапсодия на тему Паганини, сюита «Симфонические танцы», вокализ для голоса в сопровождении фортепиано, поэма «Колокола», романсы.

Знаменитый «Вокализ» написан для тенора либо сопрано, но всё-таки чаще его исполняют обладательницы сопрано. Вокализ поётся без слов, на одном (любом) гласном звуке. Произведение также аранжировано для исполнения в сопровождении оркестра, для хора с оркестром, для оркестра без вокалиста, для солиста-инструменталиста, существует много интерпретаций этого произведения.

Сюита «Симфонические танцы» была написана в эмиграции в 1940 году и стала последним произведением Сергея Васильевича, он создал её за три года до смерти. Эта музыка вся пронизана тревогой за судьбы людей, на долю которых выпала Вторая мировая война.

Опера «Франческа да Римини» – сюжет её взят из Божественной комедии Данте. Автором либретто к этой опере стал М. И. Чайковский.

Поэма «Колокола»

Пожалуй, самое известное произведение Рахманинова – это симфоническая поэма «Колокола». Она написана для трёх солистов (баритон, тенор, сопрано), хора и симфонического оркестра. Одноимённое стихотворение Эдгара По послужило основой этого произведения.

Поэма состоит из четырёх частей различных по характеру, которые раскрывают различные этапы человеческой жизни. Части 1 и 2 (свадебный перезвон и бубенцы) выражают безмятежное счастье, части 3 и 4 – это уже набат, похоронный звон, который звучит трагически.

В первой части Allegro солирует тенор; во второй части Lento солирует сопрано – звучит свадебный звон, и музыка рассказывает о любви; третью часть Presto исполняет хор и оркестр – звучит набат, музыка выражает страх; в четвёртой части солирует баритон – здесь звучит похоронный звон и музыка – есть выражение смерти.

По словам самого Рахманинова, именно это своё сочинение он любил больше всех других и именно его творил он особенно увлечённо.

Опера «Алеко»

Оперные произведения Рахманинова немногочисленны. Самая первая его опера, которую он написал будучи студентом консерватории, – «Алеко» по поэме А. Пушкина «Цыганы». Это была дипломная работа композитора. Автор либретто В. И. Немирович-Данченко.

Премьера оперы состоялась через год в Большом театре и имела большой успех. В большом восторге от оперы был великий Пётр Ильич Чайковский. По сюжету красавица цыганка Земфира изменяет своему мужу Алеко с молодым цыганом, которого полюбила. Алеко в гневе убивает любовника Земфиры и её саму.

Цыгане не смиряются с жестоким поступком Алеко и уходят, оставив его наедине с его тоской.

Рапсодия на тему Паганини

Произведения Сергея Рахманинова для фортепиано и оркестра являются также одними из самых известных его работ. Рапсодия на тему Паганини входит в их число. Написано произведение уже в эмиграции.

В него входят 24 вариации на тему одного из знаменитейших Каприсов Николо Паганини – Каприса №24.

Это одно из популярнейших творений Рахманинова по сей день, его можно услышать в качестве саундтрека ко многим иностранным фильмам.

Источник: http://fb.ru/article/161030/proizvedeniya-rahmaninova-spisok-izvestnyie-proizvedeniya-rahmaninova

Сергей Рахманинов

Хронологическая таблица Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр.

Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре.

В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

Сергей Рахманинов в детстве | Сенар

Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу.

Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи.

Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.

Родители: мать Любовь Петровна и отец Василий Аркадьевич

Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы.

Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории.

Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия.

На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.

Фото Сергея Рахманинова в детстве | Сенар

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу.

Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор.

Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.

Сергей Рахманинов в молодости | Сенар

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил.

Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани.

Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.

Сергей Васильевич Рахманинов | Сенар

Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист.

Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины.

В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов.

Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

Произведения

Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии.

После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване.

Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения.

Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy».

Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня.

Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства.

Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен.

За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы».

Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Личная жизнь

Рахманинов был очень влюбчивым человеком, в сердце которого неоднократно вспыхивали чувства к окружающим его дамам. И именно благодаря такой эмоциональности романсы композитора и получались настолько лирическими. Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон.

Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим.

Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

После возвращения в Москву Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля.

Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим.

А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.

С дочерьми Ириной и Татьяной | Сенар

В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет – Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины.

Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя. Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий.

Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».

Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев – Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.

С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом | Сенар

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами.

Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники.

Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.

Смерть

Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним.

Сергей Рахманинов | Сенар

Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/3370-sergei-rakhmaninov.html

Сергей Рахманинов (1 апреля 1873 — 28 марта 1943). Некролог и биография

Хронологическая таблица Рахманинова

«Я слышу музыку огромных площадей.Чеканность маршевых прелюдийВ порыве страсти в голове звучат моей.А это значит, и меня здесь не забудут».

Из стихотворения Раи Федоровой, посвященного памяти Рахманинова

Биография

Сергей Васильевич Рахманинов — пианист-виртуоз, дирижер и величайший композитор, который сумел создать собственный оригинальный стиль, впоследствии оказавший значимое влияние на музыку ХХ столетия. Интерес к музыке обнаружился у Рахманинова еще в раннем детстве.

Самые первые уроки игры на фортепиано он получил от своей матери, которую чуть позже сменила музыкальный педагог Орнатская. Она же помогла юному музыканту поступить на младшее отделение консерватории в Петербурге.Далее, продолжая учебу в Москве, Рахманинов переходит на старшее отделение консерватории и уже спустя год начинает заниматься композицией.

В девятнадцатилетнем возрасте он оканчивает учебное заведение как пианист и композитор, получив золотую медаль. В качестве дипломной работы была представлена его первая опера — «Алеко», написанная по произведению «Цыганы» Александра Пушкина.

До своего выпуска Рахманинов успел написать фортепианный концерт, несколько романсов и ряд пьес, среди которых была и прелюдия до-диез минор, позже ставшая едва ли не самым узнаваемым произведением композитора.
Сергей Рахманинов с супругой

1901 год стал началом следующего более зрелого периода в творчестве Рахманинова. Именно в это время был написан Второй фортепианный концерт и принято решение стать дирижером в Большом театре. Проработав в театре два сезона, Сергей Васильевич отправляется в путешествие по миру: посещает с концертами Италию, Германию, Америку, Канаду и другие страны. А после и вовсе покидает Россию. В период, проведенный за рубежом, Рахманинов написал лишь шесть произведений, которые, однако, приравниваются к другим, стоящим на вершинах мировой музыки.Последние годы жизни композитора омрачила злокачественная опухоль меланома — смертельная болезнь, которая, вероятно, и послужила причиной смерти Рахманинова. Он недожил до 70-летия всего нескольких дней. Похороны Сергея Рахманинова состоялись на кладбище Кензико в США.

Могила Рахманинова на кладбище Кензико в США

Линия жизни

1 апреля 1873 г. Дата рождения Сергея Васильевича Рахманинова.
1882 г. Поступление на младшее отделение консерватории в Санкт-Петербурге.
1885 г. Перевод на третий курс младшего отделения Московской консерватории.
1892 г.

Успешное окончание старшего отделения консерватории.
1893 г. Начало преподавательской деятельности в Мариинском женском училище.
1897 г. Получение должности дирижера в Московской русской частной опере Саввы Мамонтова. Провал «Первой симфонии» и начало творческого кризиса.

1901 г. Премьера «Второго фортепианного концерта» и начало зрелого этапа творчества.
1917 г. Эмиграция в Швейцарию.
1941 г. Премьера последнего произведения «Симфонические танцы».
28 марта 1943 г. Дата смерти Сергея Стравинского.

30 марта 1943 г. Дата похорон Рахманинова.

Памятные места

1. Город Великий Новгород, близ которого родился Сергей Рахманинов.2. Консерватория в Санкт-Петербурге, где учился Рахманинов.3. Консерватория в Москве, где учился Рахманинов.4.

Большой театр в Москве, где Сергей Васильевич работал в качестве дирижера.5. Сенар — дом Рахманинова в Швейцарии.6. Кладбище Кензико в Валгалле (штат Нью-Йорк), где похоронен Рахманинов.

7.

Памятник Рахманинову в Москве на Страстном бульваре около дома, в котором он жил.

Эпизоды жизни

Известно, что Рахманинов был плохим студентом. В Петербургской консерватории он не проявлял должного упорства и часто прогуливал пары, вследствие чего его перевели на младшее отделение Московской консерватории.

Здесь Рахманинов учился под началом Николая Зверева, Александра Скрябина, Матвея Пресмана, Петра Чайковского и других выдающихся композиторов.

Возможно, именно это сподвигло молодого музыканта к успешному окончанию не только младшего, но и старшего отделения консерватории.

Довольно рано Рахманинов приобрел широкую известность, многие отзывались о нем как о превосходном пианисте и талантливом композиторе. К сожалению, его яркую карьеру в 1897 году постиг крах, причиной которого стала неудачная премьера «Первой симфонии».

Это событие надолго выбило Рахманинова из колеи и привело к нервной болезни. В течение следующих четырех лет ему так и не удалось ничего сочинить. Вывести Рахманинова из такого состояния помог опытный психиатр Николай Даль.

Однако творческие кризисы случались с Рахманиновым и впоследствии.

Завет

«Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством».

Документальный фильм о Сергее Рахманинове

Соболезнования

«Ко времени его отъезда из России он был, в сущности, самым любимым и популярным композитором своего, тогда молодого поколения и самым популярным пианистом. А впереди его ждала мировая слава, триумфы и почёт.

Он был богат и семейно счастлив… И однако при всём том Рахманинов является фигурой трагической».
Леонид Сабанеев, композитор«…Есть композиторы, мысль о которых рождает ощущение вины, неоплаченного долга; это те, чья музыка высоко ценится, но мало исполняется.

При мысли о Сергее Васильевиче Рахманинове совесть чиста».

Борис Штейнпресс, музыковед

Ссылки

Биография Сергея Рахманинова в «Википедии»
Сайт «Сенар», посвященный творчеству и жизни Сергея Рахманинова
Полное собрание сочинений Рахманинова (франц.)

Также может быть полезно:

Источник: http://epitafii.ru/necrolog/sergey_rakhmaninov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть